Цель занятия: знакомство с Северным морским путем и его значением, ролью атомного ледокольного флота в развитии российской Арктики.
1–2 классы
Самые младшие школьники узнали об атомном ледокольном флоте и развитии Северного морского пути. Они познакомились с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути. Ученики отправились в воображаемое путешествие, по Арктике, беседовали о природных условиях Арктики, ее обитателях, об особенностях транспортного сообщения.
Дети работали с карточками: отбирали те из них, на которых изображены животные, обитающие в Арктике. При знакомстве с Северным морским путем дети получили представление о том, что это важнейшая транспортная артерия нашей страны, обеспечивающая развитие севера. Учителя познакомили ребят с теми, кто внес вклад в исследование и прокладывание этого пути. В конце урока ребята приняли участие в викторине.
3–4 классы
На занятии школьники узнали, что Арктика – самая северная и достаточно обширная часть нашей страны, которая занимает около 18% всей территории России. Большая часть Арктики устлана ледниками. Толщина вечной мерзлоты там может достигать полутора тысяч метров, а океан покрыт льдами толщиной до 5 метров. Эта ледяная шапка отражает большую часть солнечных лучей и не дает планете перегреваться, поэтому Арктику прозвали «холодильником» Земли. Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето — около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга, и температура опускается до минус 50 градусов.
Детям подробно рассказали о существующих российских ледоколах. В конце занятия они участвовали в викторине.
5–7 классы
Школьникам рассказали, что обычно Арктика ассоциируется с холодом, вечной мерзлотой и бесконечным ровным снежным покрывалом. Но на самом деле арктический ландшафт очень разнообразен: здесь есть и пустыни, и реки, и даже вулканы. За долгие годы исследований региона ученые обнаружили в Арктике пять активных вулканов.
Ребята выполнили задание по карте: доставили груз от Иокогамы до Гамбурга. Для этого нужно было измерить расстояние через З маршрута: по Северному морскому, через Суэцкий канал и через мыс Доброй Надежды, с помощью клубка ниток и линейки. Результаты дети внесли в таблицу. Результаты помогли выяснить, что использование Северного морского пути позволяет сокращать время транспортировки грузов для многих стран мира, и таким образом экономить на стоимости перевозки при большем объеме доставляемых грузов.
8–9 классы
Занятие прошло в форме беседы с элементами деловой игры. Дети представили себя в роли министров, от решений и внимательности которых зависит благополучие целого региона. Школьники проработали программы развития Арктики по разным направлениям отметили проблемы, которые требуют решения – затем каждое министерство предложило свою программу. Обучающимся рассказали о Северном морском пути и ледоколах. Завершился урок викториной.
10–11 классы
Ребята узнали об исследователях Арктики и Северном морском пути, что сообщение по Северному морскому пути все время развивается — строятся и совершенствуются порты, города и поселения, обеспечивающие движение.
Старшеклассники познакомились с историей появления ледоколов, получили информацию об особенностях атомных судов, о работе Росатомфлота.
Со старшеклассниками говорили о профессиях, связанных с атомным ледокольным флотом, и компетенциях, которыми должны обладать такие специалисты.